Обоснование границ санитарно-защитной зоны является обязательным для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (гигиенические нормативы), и осуществляется на основании проекта СЗЗ.
Разработка проекта СЗЗ регламентируется требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны разработать проект СЗЗ, провести необходимые инструментальные замеры и подать заявление на установление СЗЗ в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления (до 15.03.2019 г.).
В настоящий момент сроки, связанные с установлением СЗЗ, определены п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: собственники объектов, в отношении которых определены ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 г. обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении СЗЗ с приложением необходимых документов. При этом с 01.01.2022 года ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Для ряда предприятий I и II класса опасности по санитарной классификации для установления СЗЗ требуются также материалы оценки риска вреда здоровью населения (не входят в состав проекта СЗЗ). Данные работы выполняются, как правило, подведомственными учреждениями Роспотребнадзора.
Основания для разработки и нормативная документация
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 13 июля 2020 года)
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция) — ВНИМАНИЕ! Документ отменяется!
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (в редакции, актуальной с 1 января 2019 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно постановлениям Правительства РФ: от 31.05.2018 г. № 635, от 21.12.2018 г. № 1622)
- Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 2019 года);
- Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Срок разработки
Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от 1 месяца, в зависимости от сложности объекта
Срок действия
Бессрочно (кроме случаев технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов, либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ)
Согласующие органы
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
- Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации)
Ответственность
КоАП РФ (№195-ФЗ от 30.12.2001)
Статья 6.3 Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), а также невыполнение производственного контроля, предусмотренное проектом СЗЗ, в соответствие с действующим законодательством предусматривает административную ответственность и/или штраф:
- наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
- на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 8.1 Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000.