Разработка проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Все организации, имеющие стационарные источники выбросов в атмосферу, должны провести инвентаризацию выбросов и разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ).
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Источники выбросов могут быть:
- Стационарные с организованным выбросом в атмосферу через вытяжки, трубы, системы вентиляции (котельные, печи, кузнечные горны, факелы и т.д.)
- Стационарные с неорганизованным выбросом в атмосферу через окна, двери, ворота, открытые источник (автостоянки, открытые хранилища сырья, АЗС, парки резервуаров ГСМ, очистные сооружения, технологические процессы без системы вентиляции и на открытом воздухе и т.д.)
- Передвижные источники выбросов (транспортный парк предприятия, передвижные сварочные посты, дизель- и бензогенераторы)
Основные цели разработки ПДВ:
- Оценка степени негативного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха в зоне влияния;
- Получение разрешения на выброс;
- Решение проблемы завышенных экологических платежей и штрафов;
- Разработка комплекса мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха и оценка их достаточности;
- Разработка плана-графика лабораторного контроля за соблюдением установленных нормативов, а также за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, в т.ч. на границе СЗЗ и на границе с ближайшей жилой застройкой;
- Разработка мероприятий по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Результатом утверждения проекта ПДВ является получение специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения – 7 лет (Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 г. №841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183»).
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
- для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
- для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
- для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются.
Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
В настоящий момент разработка проекта ПДВ целесообразна для предприятий I-III категории НВОС и позволяет решить следующие задачи:
- проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (требование Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, остается неизменным вне зависимости от присвоенной категории НВОС);
- расчет нормативов ПДВ (выполнение требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
- расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (доказательство непревышения санитарно-гигиенических критериев качества атмосферного воздуха);
- составление плана-графика контроля стационарных источников выбросов (необходимо для программы производственного экологического контроля (ПЭК), см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);
- составление плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- согласование в уполномоченных на то государственных органах и организациях.
Основания для разработки и нормативная документация
- Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ (п. 3 статьи 2)
- Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 30) (в редакции федеральных законов от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
- Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»(в ред. Приказа Минприроды РФ от 17.09.2019 N 627)
- Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (статья 22) редакция Закона 10 января 2002 года N 7-ФЗ
- Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе
Срок разработки
Разработка и согласования проекта ПДВ, а также последующей выдачи разрешения на выброс, занимает до 7 месяцев
Срок действия
7 лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 г. № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 182 и от 02.03.2000 г. № 183») или до получения КЭР.
Согласующие органы
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ
- Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации)
- Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ — в зависимости от категории НВОС
Ответственность
КоАП РФ (№195-ФЗ от 30.12.2001)
Статья 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»
- Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей;
на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 рублей.
Повышенные экологические платежи (в пятикратном размере).